Когда только было объявлено о выпуске iPod, очень немногие люди за пределами стен компании Apple видели продукт, который станет непревзойденным лидером на рынке портативных плееров. Конкуренты приходили и исчезали, а те, что остались кажется вполне удовлетворены тем, что им приходится сражаться за нишу на рынке, которая не освоена компанией Apple.
Есть одна основная причина, по которой iPod получил нынешнюю славу: у Apple был план, компания следовала ему и не отступала от него ни на шаг. iPod — очень простое устройство. Даже сегодня он исполняет все те же функции, что и 5 лет назад, когда он впервые увидел свет. Конечно, теперь он умеет немного больше, но эти вещи второстепенны. iPod — это прежде всего музыка.
Если копнуть глубже, можно выделить 5 взаимосвязанных факторов, которые произвели феномен iPod. Каждый из этих факторов можно сопоставить с хронологией пяти лет существования плеера.
1. Глобальная интеграция
До выхода Apple iPod никакая другая компания не смогла провести на должном уровне интеграцию плеера, компьютера и программного обеспечения, соединяющего эти устройства. Rio и Creative поставляли со своими плеерами ПО сторонних производителей, а иногда и собственного производства. Независимо от того, используете вы Apple Macintosh или обычный ПК, запись музыки в плеер не вызывает восторга.
Закачивание музыки на портативные плееры, которые были до iPod, не было чем-то совершенно невыносимым, однако только после появления iPod, можно было понять, насколько все сильно было запущено. Используя iPod, вы могли просто вставить CD в свой Мак, и спустя всего 10 минут иметь запись «в кармане». Это была интеграция на совершенно новом уровне. А автоматическая синхронизация вашей фонотеки при подключении iPod к компьютеру? Это был просто переворот.
Эта интеграция была возможна благодаря использованию порта FireWire, с помощью которого музыку можно перекачивать с компьютера в iPod и обратно. Использование FireWire не было чем-то необычным для Apple, поскольку каждый Мак имел такой порт. Тем не менее это было весьма отважное решение. В 2001 г. практически все плееры на рынке использовали соединение с компьютером через USB 1.1. Вот, когда действительно нужно долготерпение… Запись одного альбома, не говоря о 4-5, было подобно наблюдению за движением ледника. Вы ставили музыку на закачку перед сном, чтобы с утра плеер был заражен и готов к походу. Использование FireWire в iPod радикально сократило время записи.
Но Apple не зациклились на FireWire. Когда большинство Маков и ПК стали поставляться со скоростным USB 2.0 портом, Apple незамедлительно последовало за тенденцией и в отношении к iPod. Хотя использование FireWire имело место быть, Apple совершенно разумно решили использовать более популярную технологию.
Один мой коллега очень хорошо высказался по поводу интеграции iPod: «никакой другой плеер не позволяет так просто и быстро скачать музыку (будь то с CD или из Интернета), и затем записать свою музыкальную коллекцию в плеер. Даже сегодня, пять лет спустя, интеграция iTunes и iPod является золотым стандартом».
2. Интерфейс
Apple спроектировали устройство, которое было предельно простым в эксплуатации. Если выписать функционал iPod на одну страничку, кажется, что девайс неполноценный. Колесико, пять кнопочек и простое иерархическое меню для навигации по фонотеке? Ерунда какая-то! А где же регулятор громкости? А подсветка? Как сделать предустановки? А где кнопка включения/выключения? Как же без кнопок?!
Я очень хорошо помню свои чувства, когда после официального анонса у меня в руках оказался заряженный музыкой iPod. Элегантность и простота устройства просто поразили меня. Было так просто выбрать нужного исполнителя, песню, альбом или плейлист. Регулятор громкости, так же как и функция включения/выключения iPod, был устроен просто гениально. Ничто не стояло на пути музыки, потому что все было сосредоточено на музыке.
Инженеры Apple думали о том, как большинство из нас слушает музыку. Компания также решила не перегружать iPod функциями. Хотелось бы конечно, чтобы iPod позволял мне делать большее с моей музыкой—удалять песни, реорганизовать плейлисты, быстрее переходить к другим меню и т.д. И я бы очень хотел, чтобы у плеера было встроенное радио, чтобы я мог слушать Bob Dylan’s XM Radio show. Несмотря на эти недостатки, iPod настолько хорош в проигрывании музыки, что я даже не могу использовать что-то другое.
3. Поддержка Windows
Пользователям Маков Windows не нужны, но для успеха iPod было критически необходимо адаптировать девайс под ПК (для Стива Джобса пять лет назад такая перспектива не была радужной). iPod не просто должен был работать с ПК, но и связка iPod/iTunes должна была быть такой же доступной для пользователей ПК, как и для любителей Apple Macintosh. Тот факт, что интеграция с Windows заняла меньше года после дебюта iPod показывает, что Apple рассматривает iPod как отдельную платформу. Именно это позволило плееру завоевать сердец не только пользователей Macintosh. Из статистики продаж iPod видно, что первый пик продаж пришелся именно на тот момент, когда Apple сделал iPod совместимым с Windows.
4. iTunes Store
Совместимость iPod с Windows подготовила почту для того, что вынесло iPod в стратосферу: онлайн-магазин iTunes Music Store. Создание iTunes Store стало тем звеном, которого не хватало, но для которого было заранее подготовлено место в цепи интеграции iPod с компьютером, ведь 30ГБ нужно чем-то заполнять…
Я был большим меломаном в конце 70-х, начале 80-х. У меня была куча пластинок, но после изобретения CD, я перестал покупать музыку в больших количествах. Этому было несколько причин. Стоимость CD была наверное наиболее важным фактором, но также мне не нравилась идея замены своих пластинок модной (но отнюдь не всегда качественной) цифровой записью.
В Apple знают наше прошлое: многие из нас проводили часы в музыкальных лавках, выбирая музыку, которая была бы по карману, а также слушали новинки прямо в магазине. С помощью магазина iTunes, Apple перенесли эту музыкальную лавку в мою гостиную, а в замен «забрали» у меня кредитную карточку. Возможность «ходить» по магазину, от песни к песне, от исполнителя к исполнителю, возможность купить только одну песню или целый альбом быстро, без усилий и совсем недорого – все это напоминает мне те прошлые времена.
5. FairPlay
Включение технологии DRM (Digital Rights Management) в список причин успеха iPod может оказаться спорным, но этот фактор нельзя не учесть. Поскольку Apple продавала музыку крупных звукозаписывающих компаний, яблочники должны были предложить механизм защиты записей от незаконного копирования. Крупные компании звукозаписи никогда бы не согласились распространять незащищенные MP3-файлы через Интернет. Ответом Apple была технология FairPlay.
В плане DRM технология FairPlay была довольно щедрой, лицензия позволяла прослушивать файлы на 5 компьютерах, к тому же она позволяла закоренелым пиратам записывать музыку на CD и распространять ее. Никакая другая система не позволяла делать этого без «хирургического вмешательства». Вспомните хотя бы эксплоит от Sony… а вы говорите, что FairPlay – это зло.
Вы можете ругать FairPlay, но объемы продаж iTunes Store, говорят сами за себя: в целом люди смиряются. Нравится ли мне эта система? Вовсе нет… но защищенность файлов больше всего расстраивает меня, когда я пытаюсь воспроизвести .m4p-файл на своем SqueezeBox. Если вам нужны незащищенные mp3, вы можете найти их, например на сайте eMusic. Моя кредитка свидетель тому, что этот сайт стал хорошим дополнением к iTunes Store. И эти mp3 также можно воспроизводить на iPod. Вот видите, в конечном итоге все дело в музыке.